Зачастую самое трудное для начинающего писателя - это первая фраза. Существует даже "болезнь чистого листа", когда эта самая фраза никак не желает рождаться (зараза такая...). И вот однажды мне в качестве "лекарства"
принесли вот этот конспект.
Основные типы первых фраз
Экспозиционная
Первой же фразой автор старается ввести читателя в курс дела как можно полнее: называется и характеризуется герой, указывается место и время действия, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Например: «На исходе холодного сентября начальник геодезической партии Иван Петров ожидал в таймырской тундре вертолет, который должен был вывести их на материк». Это сразу настраивает на обстоятельное, объективное повествование. Начало обстоятельное, вразумительное, богатое информацией и бедное эмоциями, интонационно нейтральное. Это самый простой, азбучный ход, к которому охотно прибегают начинающие авторы.
Пейзажная
Описывается место действия, обычно с привнесением настроения. Так же удобное начало: та печка, от которой легко танцевать в любую нужную сторону. Пейзаж может быть мрачным или светлым, городским или «природным». Обычно преследующие фразы и абзацы соединяются с ним по принципу внутреннего созвучия, но возможен и принцип контраста: яркий луг – и мрачное действие.
Автобиографическая
Когда рассказ ведется от первого лица, просто напрашивается начало вроде: «Тогда-то я был там-то и делал то-то». «Однажды, возвращаясь домой, я увидел, как по лестнице поднимали рояль». Дальше можно познакомиться с владельцем рояля, а можно вспоминать, как в армии сержант заставил музыкантов тащить рояль на шестой этаж, или как рассказчик был на фортепианном концерт, или как в детстве его заставляли учиться музыке… Первый вариант – «однажды со мною случилось то-то» - пожалуй, наипростейший из всех существующих: так часто пишут графоманы, тут большого ума не требуется. Хотя все зависит от того, что же будет дальше…
Биографическая
Без особых ухищрений начинают с описания прошлого или настоящего главного героя. Вариант усложнен. Если начинают с биографии второстепенного героя. («Роберт Кон был когда-то чемпионом Пристонского колледжа в среднем весе» – Хемингуэй.) Вариант еще более усложнен, если герой вообще не имеет отношения к действию, а связь здесь – ассоциативная, или для контраста. Или для достижения юмористического эффекта.
Характеристика
Первой же фразой характеризуется герой, как правило – центральный. «Я человек больной. Я злой человек» - Достоевский. Иногда, подбираясь к главному исподволь, автор начинает с характеристика второстепенного героя. Такой зачин сразу дает причинную, психологическую мотивировку будущих действий.
Сентенция
Выгодна тем, что дает и мысль, и настроение, и предупреждение о необходимости читать внимательно: может быть актуальной или вечной, веселой или печальной, нарочито-наивной или скорбной. «Беды, как правило, идут полосой». Опасность тут в том, что легко впасть в напыщенность и банальность, показаться претенциозным.
Портрет
Один из традиционных и испытанных видов зачина. Обычно, опять же, относится к главному герою, но не обязательно. Может быть стилистически разнообразным: серьезным, сатирическим, фантастическим, юмористическим…
Деталь
Первая фраза – словно взгляд через увеличительное стекло на какой-то один предмет, одну черту – будь то обгорелое дерево, или какой-то звук, или злые глаза, или денежная купюра. Деталь такая обычно броская, резкая, примечательная – хотя и здесь может быть наоборот, автор специально подчеркивает заурядность, обыденность того, что описывает. Деталь, выпяченная в первой фразе, приобретает символическое значение, ассоциативно переносимое на дальнейшее повествование.
Действие
Автор берет быка за рога, отбрасывая всякие предисловия и начиная прямо с какого-то момента происходящих событий. «Сидоров осторожно закрыл дверь и с чемоданом в руке спустился по лестнице». Плюс в том, что на первых порах читатель гарантирован от скуки: рассказ динамичен. Трудность в том, что обстановку, обстоятельства и проч. автор теперь должен давать через детали, штрихи, отдельные фразы. Это позволяет сделать рассказ более емким, лаконичным, придать изображаемому зримость и глубину: текст несет в себе опорные точки, по которым каждый читатель чуть по-своему видит происходящее. Поскольку обстановка вначале еще не ясна, то первая фраза действует несколько интригующе, обещает и дальше динамичность. Чтобы не обмануть интерес читателя требуется несомненный профессионализм.
Концентрат действия
Выражается простым нераспространенным предложением: подлежащее плюс сказуемое, два слова, никаких подробностей. Предмет действия может быть главным – «Самолет взлетел», «Пароход тонул» - и второстепенным – «Падал снег», «Смеркалось».
Сильное действие
Предыдущий вариант, но распространенный дополнением и обстоятельством. «Лошади рушили фургоны в воду», «Ветер рвал плащи с генералов». Штамп, отшлифованный до блеска.
Эмоциональная фраза
Может выражаться восклицанием, междометиями, отдельными словами или одним повторяемым словом, чьей-то репликой. «Ох… Как же теперь…», «Ура! Отлично!», «Ну же ты и осел…», «Теперь он не выкрутится?»… Предваряет эмоционально сходную сцену или же продолжается объяснением того, с чем связаны и кем по какому поводу высказаны данные эмоции.
«Не усыпляйне читателя занудными длиннющими предложениями. Лучше сразу – быка за рога! Начните с интересного эпизода – а уж потом, по ходу повествования растолковывайте, что к чему, и зачем, собственно, герой мочит из бластера этих зеленых чудиков» - А. Корепанов. К сожалению, не могу указать точный источник, т.к. текст дошел до меня уже в виде чьих-то заметок. Надеюсь, автор меня не засудит...
@темы:
творческий процесс изнутри,
полезное
Take a look at these ideal techniques for Web-site advertising:
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Prodvizhenie-sajta-ssylkami-722855-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Pokupka-ssylok-dlya-prodvizheniya-853871-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Kak-rabotayu-ssylki-206566-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Rabotayut-li-seo-ssylki-681149-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Kak-vybrat-ssylki-275238-12-05
If interested, produce to PM and guide early obtain